Цифровые компетенции в эпоху информационной трансформации
12.10.23

Мир давно перешагнул на новый этап развития. Ежедневно появляются новые программные обеспечения и виды автоматизации производства, техническое оборудование, гаджеты и другие инновационные устройства. Все превратилось в одну большую экосистему, которая обслуживает наш быт и жизнь в целом. Нам, как цифровым гражданам, следует понимать, что такое цифровая грамотность, какие бывают угрозы в Интернете и как с ними бороться, так как знания в этой сфере помогут обрести безопасность и защиту в цифровом пространстве.

По результатам исследования, которое провел аналитический центр «НАФИ», с 2020 года уровень цифровых компетенций россиян вырос на 37%, что говорит о стремлении общества познать среду цифры и быть компетентными в этой области.

Обратимся к такому понятию, как «цифровые компетенции». Это понятие является основой цифровой грамотности. Цифровые компетенции — навыки эффективного пользования технологиями. Включают в себя: поиск информации, использование цифровых устройств, использование функционала социальных сетей, финансовые операции, онлайн-покупки, критическое восприятие информации, производство мультимедийного контента и многое другое.

Говоря о способах формирования цифровых компетенций, можно выделись особую роль образования и самообразования. Овладеть базовыми цифровыми компетенциями можно как в учебных заведениях, так и самостоятельно, опираясь на личный опыт. Можно отметить также практику в формировании цифровых компетенций. Чем больше практического опыта и работы с цифровыми инструментами и технологиями, тем лучше развиты навыки и компетенции в этой области.

Цифровые компетенции можно разделить на несколько категорий. Во-первых, это основные навыки работы с компьютером и программным обеспечением. Это подразумевает умение пользоваться операционной системой, использовать офисные программы, работать с электронной почтой и Интернетом. Без этих навыков сложно представить себе современного человека.

Во-вторых, цифровые компетенции включают в себя умение исследовать и анализировать информацию: способность эффективно искать информацию в Сети, оценивать ее достоверность и использовать в своих целях. В эпоху переизбытка информации этот навык особенно важен.

Третья категория цифровых компетенций связана с использованием социальных сетей и коммуникацией в онлайн-среде. Это навык эффективного взаимодействия с другими людьми через различные цифровые платформы. Во время информационной трансформации все больше людей проводят время в Сети, поэтому умение общаться и строить взаимодействие становится все более важным как для личности, так и для общества в целом.

Наконец, цифровые компетенции включают в себя умение использовать цифровые инструменты и программы для решения различных задач. Это может быть создание веб-сайтов, разработка приложений, аналитика данных и многое другое. Умение работать с такими инструментами позволяет людям раскрыть свой потенциал и успешно применять свои знания в практической деятельности.

Определить обладаешь ли ты цифровыми компетенциями или нет, можно, задав себе следующие вопросы:

  1. Умеешь ли ты эффективно использовать компьютер или мобильные устройства?

  2. Умеешь ли ты работать с мессенджерами, электронными таблицами, презентациями?

  3. Умеешь ли ты искать информацию в Интернете? Знаешь ли ты, как оценивать достоверность найденной информации?

  4. Знаешь ли ты основы кибербезопасности? Умеешь ли ты создавать надежные пароли, определять мошеннические сайты или понимать основные правила безопасности в сети?

  5. Знаком ли ты с правилами грамотной переписки в Сети?

Если на большинство из этих вопросов ты ответил утвердительно, то, скорее всего, обладаешь цифровыми компетенциями. Если же у тебя возникли трудности или неуверенность в ответах, то тебе может потребоваться обучение или практика, чтобы развить свои цифровые навыки

Таким образом, в эпоху информационной трансформации цифровые компетенции становятся необходимым элементом образования и профессионального развития. Они помогают людям успешно адаптироваться к постоянным изменениям в информационной среде и быть готовыми к новым вызовам. Иметь высокие цифровые компетенции - значит быть готовым к будущему.

Опорные источники:

Цифровая компетенция или цифровая компетентность

Вынужденная цифровизация: исследование цифровой грамотности россиян в 2021 году

Базовые цифровые компетенции

Следите за новостями на нашем сайте и подписывайтесь
на социальные сети омбудсмена:
Читайте также другие статьи:
ИИ и право: как регулировать казалось бы нерегулируемый интеллект?
12.04.2024
Киберагрессия: взгляд со стороны
01.12.2023
Социальная инженерия: что это за явление и как от него защититься.
08.11.2023
Критическое мышление как фактор информационно-психологической безопасности личности
01.09.2023
«Молодежь и кибер-депрессия: как бороться с негативным воздействием Интернета на психическое здоровье»
21.07.2023
Цифровые профессии
19.07.2022
Изучаем цифровые технологии с МЦО
18.07.2022
Цифровые технологии от МЦО
29.06.2022
Правила переговоров по видеосвязи
27.06.2022
О миссии Молодежного цифрового омбудсмена
25.03.2022
Правила цифровой гигиены: что важно знать для успешной «самозащиты» от рисков и угроз в сети
05.03.2022
Дипфейки: безобидное развлечение или серьёзный риск для информационной безопасности
28.01.2022
Онлайн-образ стал не менее важным, чем реальный: «фейстюн», маски, цифровые наряды и аватары — так будет выглядеть мода завтрашнего дня.
26.08.2021
Что популярность TikTok говорит о поколении Z
13.08.2021
Памятка «цифровая гигиена в сети»
11.08.2021
Дерзость и молодость: как российские стартапы выросли в эпоху пандемии?
05.08.2021
Как молодежь влияет на развитие цифровых технологий
04.08.2021
Злорадство назвали важным мотивом интернет-троллинга
03.08.2021
Онлайн-аскеза: так ли нам нужны соцсети
01.08.2021
Наши контакты
Почта
youthombudsman@mail.ru
© МЦО, 2024