Дмитрий Гуляев, Молодежный цифровой омбудсмен, директор Центра по обеспечению прав молодежи в цифровом пространстве Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), автор и руководитель проекта «Международная Школа Интернет-БЕЗопасности молодёжи»
Родился в Красноярском крае. В 2022 году с отличием окончил бакалавриат по направлению подготовки «Юриспруденция» в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА). В 2024 году окончил магистратуру по программе «Правовое обеспечение государственного управления» направления подготовки «Юриспруденция» в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА).
6 апреля 2021 года в рамках Первого молодежного форума по управлению Интернетом, проходившего под эгидой ООН, избран первым в России Молодежным цифровым омбудсменом.
С июня 2021 года является также директором Центра по обеспечению прав молодежи в цифровом пространстве ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)».
В 2019 году стажировался в аналитическом отделе Экспертно-правового управления Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. В 2019–2020 гг. подготовил и представил в форме предложения в Совет Федерации ФС РФ и Администрацию Президента РФ законопроект, направленный на повышение эффективности деятельности Уполномоченного. В 2020 году практиковался в экспертно-аналитическом отделе Организационно-аналитического управления Правительства Красноярского края. В 2021 году в рамках проекта «Молодые профессионалы» прошел практикоориентированный курс «Работа юриста уголовно-правовой специализации» от партнеров АБ «ЗКС» и МКА «Князев и партнеры».
Имеет научные публикации в области защиты прав человека, в том числе в научных журналах, входящих в перечень Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России. В 2020 году одна из научных работ номинирована на медаль Российской академии наук с премиями для студентов высших учебных заведений России.
В 2020-2021 учебном году именной стипендиат Правительства г. Москвы, а в 2021-2022 учебном году стипендиат Президента Российской Федерации. Эксперт Консультативной группы Альянса по защите детей в цифровой среде. Создатель и руководитель проекта «Международная Школа Интернет-БЕЗопасности молодежи», направленного на повышение уровня цифровой и правовой грамотности студентов.
Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Студент Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), член команды Молодежного цифрового омбудсмена, руководитель проекта Центра по обеспечению прав молодежи в цифровом пространстве Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), член организационного комитета проекта «Международная Школа Интернет-БЕЗопасности молодёжи» в 2023 году.
Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Студентка Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), член команды Молодежного цифрового омбудсмена, эксперт Центра по обеспечению прав молодежи в цифровом пространстве Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), заместитель руководителя проекта «Международная Школа Интернет-БЕЗопасности молодёжи» в 2023 году.
Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Студентка Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), член команды Молодежного цифрового омбудсмена, эксперт Центра по обеспечению прав молодежи в цифровом пространстве Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), член организационного комитета проекта «Международная Школа Интернет-БЕЗопасности молодёжи» в 2023 году.
Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Студентка Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), член команды Молодежного цифрового омбудсмена, эксперт Центра по обеспечению прав молодежи в цифровом пространстве Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), член организационного комитета проекта «Международная Школа Интернет-БЕЗопасности молодёжи» в 2023 году
Окончила Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Член команды молодежного цифрового омбудсмена, руководитель проекта Центра по обеспечению прав молодежи в цифровом пространстве Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) с февраля 2022 по апрель 2024, заместитель руководителя проекта «Международная Школа Интернет-БЕЗопасности молодёжи» в 2022 и 2023 годах.
Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Студент Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), член команды Молодежного цифрового омбудсмена, эксперт Центра по обеспечению прав молодежи в цифровом пространстве Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), член организационного комитета проекта «Международная Школа Интернет-БЕЗопасности молодёжи» в 2023 году.
Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Студентка Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), член команды Молодежного цифрового омбудсмена, эксперт Центра по обеспечению прав молодежи в цифровом пространстве Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), член организационного комитета проекта «Международная Школа Интернет-БЕЗопасности молодёжи» в 2023 году.
Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Студентка Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), член команды Молодежного цифрового омбудсмена, инспектор Центра по обеспечению прав молодежи в цифровом пространстве Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) с октября 2022 по сентябрь 2023, член организационного комитета проекта «Международная Школа Интернет-БЕЗопасности молодёжи» в 2022 и 2023 годах.
Окончила Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), член команды Молодежного цифрового омбудсмена, инспектор Центра по обеспечению прав молодежи в цифровом пространстве Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) с мая 2022 по апрель 2023, член организационного комитета проекта «Международная Школа Интернет-БЕЗопасности молодёжи» в 2022 году.
Проект «Цифровой час» – это интерактивные просветительские мероприятия для детей, молодых людей, специалистов, педагогов и родителей в области цифровых технологий и информационно-психологической безопасности. За почти 3 года более 4500 человек из более чем 20 субъектов РФ получили качественные знания, необходимые для построения безопасного и комфортного интернет-пространства.
Целевая аудитория и ключевые темы для проведения просветительских мероприятий: 1. Для школьников:
• «Треш-контент как серьезная угроза информационной безопасности молодежи: что будет завтра?» (10-11 класс)
• «Выстоять и не поддаться: как манипулируют сознанием в Интернет-пространстве?» (10-11 класс)
• «Угрозы информационно-мировоззренческой безопасности: какие они и как от них защититься?» (8-11 класс)
• «Информационно-психологическая безопасность в интернет-коммуникации: как тобой манипулируют?» (8-11 класс)
• «Угрозы информационно-мировоззренческой безопасности: какие они и как их распознать?» (8-11 класс)
• «Клевета, оскорбление и диффамация – три «кита» агрессии в Сети?» (8-11 класс)
• «Интернет-травля в молодежной среде: что это такое и как от нее защититься?» (7-11 класс)
• «Этические вызовы Интернет-среды: как победить в борьбе за мораль и нравственность?» (5-7 класс)
• «Правила цифровой гигиены: как защитить себя в сети?» (4-7 класс)
• «Безопасность - не предел! Что необходимо знать о цифровой гигиене?» (1-4 класс)
• Беседа - практикум по теме: «Цифровая гигиена: родителям и детям»
2. Для студентов и молодых специалистов:
• «Фейковые манипуляции в массовых медиа: как их распознать и убедить друзей в недостоверности информации?»
• «Треш-контент как серьезная угроза информационной безопасности молодежи: что будет завтра?»
• «Клевета, оскорбление и диффамация – три «кита» агрессии в Сети?»
• «Интернет-травля в молодежной среде: предупреждаем, просвещая!»
3. Для педагогов и родителей:
• «Фейковые манипуляции в массовых медиа: как их распознать и убедить друзей в недостоверности информации?»
• «Буллинг и КИБЕРбуллинг: что о них лучше знать родителю и педагогу?»
• «Клевета, оскорбление и диффамация – три «кита» агрессии в Сети?»
• «Выстоять и не поддаться: как манипулируют сознанием в Интернет-пространстве?»
• Беседа - практикум по теме: «Цифровая гигиена: родителям и детям»
Интерактивные методики:
В ходе мероприятий командой МЦО всегда используются уникальные интерактивные и иммерсивные практики (методики): • Интеллектуальные и интерактивные игры;
• Разработка синквейнов;
• Разработка листовок и чек-листов;
• Текстовые квесты;
• Анализ современных комиксов;
• Решение ребусов и выстраивание рейсов ассоциативных рядов;
• Ролевые игры, театрализация;
• Рисование памяток и плакатов для усвоения материала.
Премия «Цифровизация во благо» учреждена в рамках Молодежного цифрового форума (Youth RIGF) для выявления и поддержки молодых людей в возрасте от 18 до 35 лет включительно, которые:
– защищают права граждан в цифровом пространстве;
– повышают уровень медиа- и цифровой грамотности граждан;
– разрабатывают собственные ИТ-решения и инициативы;
– проводят исследования, связанные с ИТ, или "на стыке" с ИТ.
Молодые люди могут номинировать результаты своей деятельности (например, просветительской, научно-исследовательской, волонтерской, профессиональной и т.д.), свои проекты или продукты (чат-боты, приложения, ПО, онлайн-курсы и т.д.). К участию в конкурсе допускаются проекты и продукты, которые уже реализованы или находятся в процессе реализации.
Победители получают ценные и уникальные призы, признание профессионального сообщества и возможность масштабирования своих инициатив.
Оценивает инициативы Экспертная комиссия, состоящая из авторитетных представителей ИТ-компаний, государственных органов и общественных организаций.
Проект, который создается молодежью для молодежи, должен способствовать повышению уровня их цифровой и правовой грамотности, обеспечению безопасности в информационном пространстве, использованию и внедрению цифровых технологий в Российской Федерации, подготовке высококвалифицированных кадров в сферах, связанных с ИТ.
Лозунг Школы придумали сами его участники - «Пока Интернет меняет нас, мы можем изменить его!». Для его достижения запущен и совершенствуется проект.
Осенью 2022 года в качестве пилотного проекта на Университета имени O.E. Кутафина (MTIOA) базе загородного комплекса «Малюшина дача» была проведена І Всероссийская Школа Интернет-БЕЗопасности молодежи. Для участия в Школе отобрано 100 лучших обучающихся из 20 образовательных организаций высшего образования, в том числе из 3 зарубежных стран. Школа проходила в течение 4 дней и включала в себя 2 блока: образовательно-просветительский и проектный.
В 2023 году Школа вышла на международный уровень. II Международная Школа Интернет-БЕЗопасности молодежи «Цифровой рывок» состоялась на базе образовательного центра «Мастерская управления «Сенеж». Генеральными партнерами стали Альянс по защите детей в цифровой среде и АНО «Россия - страна возможностей», а в качестве партнеров выступили федеральный проект «Цифровая Россия» и АНО «Координационный центр доменов .RU/.РФ». Для участия направили конкурсные задания студенты из более чем 90 образовательных организаций, 62 субъектов Российской Федерации и 11 зарубежных стран, из которых отобрано 200 самых заинтересованных молодых людей.
Цель Школы – формирование у молодых людей критического мышления, прикладных и междисциплинарных компетенций и навыков, знаний в области обеспечения информационной безопасности и использования технологий, а также повышение уровня цифровой и правовой грамотности. Для обеспечения эффективного достижения этой цели обучение на Школе построено уникальным образом: оно проходит в рамках блоков и треков с использованием особых форматов, обеспечивающих всестороннее, глубокое и качественное изучение молодыми людьми различных аспектов цифрового пространства.
Применяемые на Школе интерактивные и диалоговые форматы имеют ряд преимуществ перед «обычными», поскольку способствуют формированию продуктивной коммуникативной среды между молодыми людьми и экспертами для обмена знаниями, опытом и инициативами, помогают придать более доступную форму знаниям и более эффективно их донести. Обучение проводят авторитетные представители государственных органов, отечественного ИТ-бизнеса, общественных и научных организаций.
Подобный подход позволяет обеспечить наибольшую эффективность «трансфера» знаний и освоения компетенций. Важно не только получить прикладные знания, но и закрепить их на практике, а также научить участников стратегически оценивать перспективы отечественной ИТ-отрасли, найти в ней свое место, построить карьерную траекторию.
По итогам каждой Школы участниками под наставничеством экспертов разрабатываются уникальные проекты и продукты.
В 2023 году Школа удостоена специальной награды в рамках ежегодной национальной премии за вклад в развитие российского сегмента сети «Интернет» - «Премии Рунета» в номинации «Информационная безопасность».
Целью рабочей группы является создание Акта этики (поведения) детей и молодежи в цифровом пространстве на основе исследования потребностей целевой аудитории, а также рисков и угроз, существующих в Сети.
История такого Акта берет свое начало в апреле 2022 года, когда он был предложен экспертным сообществом в ходе молодежно-экспертной диалоговой площадки Молодежного цифрового омбудсмена в рамках IX Московского юридического форума.
Уже в октябре 2022 года Акт получил дальнейшее развитие. Участниками I Всероссийской Школы Интернет-БЕЗопасности молодежи внесены первые предложения в документ. В апреле 2024 года прошло обсуждение доработанного проекта с экспертами молодежно-экспертной дискуссионной площадки в рамках X Московского юридического форума, а осенью 2023 года была создана Рабочая группа, целью которой является разработка итогового Акта саморегулирования и его дальнейшая популяризация.
Рабочая группа создана по принципу «молодежь для молодежи», что определяет актуальность и эффективность тех инициатив, которые предлагаются в процессе работы. Члены рабочей группы — молодые люди от 18 до 35 лет, проживающие в разных регионах России: от Приморского края до Москвы. Разнообразие специальностей, которые получают или получили члены рабочей группы, дает возможность посмотреть на правила и рекомендации поведения в цифровом пространстве «под разным углом».
Итоговый документ будет представлять собой акт «мягкого права», что обеспечит его эффективное функционирование ввиду создания его теми же субъектами, которые будут его исполнять. Кроме того, планируется создание комплекса просветительских материалов, которые обеспечат популяризацию итогового документа.
Проект представляет собой цифровую интерактивную платформу, которая поможет любому представителю молодежи реализовать имеющиеся у него права и защитить нарушенное право, платформа будет предлагать на основе задаваемых пользователями параметров (ситуаций) алгоритм необходимых действий, разъяснять содержание и последствия привлечения к юридической ответственности.
Создание международного альянса Молодёжного цифрового омбудсмена стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) для обеспечения кооперации молодежи в рамках организации: проведение вебинаров, семинаров, мастер-классов вместе с будущими Молодежными цифровыми омбудсменами стран ЕАЭС.