Сейчас во многих индустриях проходят глубокие изменения на всех уровнях, и не в последнюю очередь этому способствуют запросы современных детей и подростков, в чьей жизни все большую роль начинают играть новые технологии
Термин «поколение Z» предложили наряду с определением «поколение Родины» (от англ. Homeland Generation) американские исследователи Уильям Штраус и Нил Хау. Они сформулировали теорию поколений.
Сейчас ими принято считать тех, кто родился:
с 2005 года по настоящее время — по Штраусу-Хау; с конца 1990-х до начала 2000-х — согласно словарю Merriam-Webster; с 1997 по 2012 год — по трактовке исследовательского центра Pew; с 2003 и до 2024 года — согласно данным российской компании RuGenerations; а также тех, кто повзрослеет ко второй декаде XXI века, — согласно Оксфордскому словарю английского языка. Некоторые другие названия: «центениалы» (от англ. centennial — столетие), iGeneration (iGen) по аналогии с iPhone (предложила психолог Джин Твенге), digital natives (от англ. — цифровые аборигены), «зеты» и «зумеры».
«Поколение Альфа» — один из вариантов обозначения генерации, следующей после «центениалов». Термин предложен австралийским ученым Марком МакКриндлом. По его определению, «альфа» — это дети, родившиеся после 2010 года. Об эксперте: Елена Райтс, эксперт в интегрированных маркетинговых коммуникациях, директор по развитию группы компаний «Альтфина».
«Омоложение» спроса на технологии
Представители поколений Z и «альфа» ассоциируются с людьми, идущими в ногу с технологическим прогрессом. Но даже внутри этих поколенческих парадигм разрыв огромен. Так, среди ранних «зумеров» есть те, кто в подростковом возрасте получил доступ к ПК, но это, скорее, исключение из правил: некоторые из представителей поколения жили без интернета и даже без компьютеров (особенно в российских регионах). В большинстве своем активными пользователями технологических новшеств стали те, кто был рожден позднее. При этом поздние «зеты» живут, по сути, в новой цифровой реальности, где можно моментально удовлетворить любую потребность: погуглить, сформировать свою ленту по интересам, улучшить внешность, собрать тусовку и стать популярным.
На опыте поколения Z сформирована нынешняя технологическая среда, а развиваться она будет уже с учетом запросов «альф»: в отчете Hotwire и Wired Consulting их называют первым поколением, сформированным нейросетью.
По данным британского агентства Ofcom, каждый пятый «альфа»-ребенок в возрасте 3-4 лет имеет планшет, а в возрасте 5-7 лет — почти каждый второй, при этом минимальные навыки использования планшета дети приобретают уже к двум годам. Потребности в цифровых технологиях меняются с учетом демографических особенностей: «альфы» обычно растут в семьях без братьев и сестер, но зачастую вместо общения с родителями единственные наследники посвящены сами себе. Согласно отчету исследовательского центра Pew Research, большинство современных родителей проводит с детьми мало времени. Поэтому для нового поколения, растущего с младенчества с планшетом в руках, цифровые технологии станут способом коммуникации с миром и выражения себя.
Возможности для этого предоставляет и развитие интернета. Согласно отчету Cisco, к 2023 году его пользователями станут 66% населения Земли (а это 5,3 млрд), более чем в два раза увеличится скорость широкополосного интернета (110,4 Мбит /с), а мобильного — в три раза (до 43,9 Мбит/с), при этом 5G ускорится в 13 раз (до 575 Мбит/с).
Внедрение ИИ на всех уровнях
Паттерны поведения поменялись, и все нацпроекты на ближайшие пять лет поставили одну цель — внедрение ИИ на всех уровнях жизни. Влияние на эти процессы «зумеров» очевидно, поскольку они выросли в условиях быстрого развития интернета и постоянно совершенствующихся технологий.
Их запросы (это касается и медицины, и городской среды, и личной коммуникации) способствовали «включению» ИИ в городскую инфраструктуру, органы государственной власти, бизнес-коммуникации и личные отношения. А «альфы» уже не смогут себе представить, что когда-то было иначе.
Бизнес уже начал переориентироваться. Примеры можно найти повсюду: в сегменте e-commerce активно используются рекомендации на основе предпочтений (так удовлетворяется запрос на еще большую персонализацию). Общение с потенциальными потребителями все чаще происходит в мессенджерах (в которых, в основном, и предпочитают общаться «зеты»). Динамично развиваются и чат-боты — они дают возможность сохранять дистанцию и решить любой вопрос, а также легко адаптируются к меняющимся потребностям клиентов.
Технологии, которые уже были представлены на рынке, получают новый виток развития. Например, голосовые помощники и гаджеты, в которые они интегрированы: сейчас Amazon Alexa поддерживает 60 тыс. различных устройств, но для «зетов» важно, чтобы виртуальным помощникам добавили индивидуальности и большее количество функций, отвечающих их запросам.
Благополучие планеты и здоровье
«Зеты» думают не только о технологиях, но и об окружающем мире: так, НИУ ВШЭ и «ВКонтакте» провели исследование, опросив более 10 тыс. представителей поколения Z в возрасте от 14 до 24 лет. Оказалось, что 66% респондентов в целом волнует проблема экологии, а 43,5% предпочитают экологически ответственные бренды и предпринимают меры по защите природы: участвуют в уборке, используют энергосберегающие технологии, экономят воду.
При этом «зеты» активно следят за собственным самочувствием и стараются придерживаться принципов правильного питания. Этому тренду не в последнюю очередь способствует развитие технологий в медицине. Так, благодаря использованию ИИ сокращаются очереди в клиники, появляются возможности для онлайн-консультаций и специализированные платформы для поиска врача по любому направлению. На основе ИИ действуют и все фитнес-трекеры, основными пользователями которых являются люди от 16 до 34 лет, и фуд-приложения (например, для подсчета калорийности блюда по фотографии).
Объем инвестиций в телемедицинские приложения с ИИ колоссальный. Рынок искусственного интеллекта в здравоохранении, как ожидается, вырастет (со среднегодовым темпом роста в 41,4%) с 2020 года и достигнет$51,3 млрд к 2027-му. Неудивительно, что «зеты» и «альфы» уже не смогут представить себе жизнь без этих удобств.
Молодые предприниматели
Исследование компании Dell, проведенное среди возрастной категории 16 лет — 23 года в 17 странах мира, показало, что молодежь очень рано начинает трудовую деятельность (у 83% уже был опыт). У «альф» начинать зарабатывать как можно раньше — тоже уже норма, правда, многие в силу своего возраста пока не могут справиться без помощи родителей.
В своей работе молодые ребята активно используют новые технологии и площадки: яркий пример — шестилетняя Анастасия Радзинская, уже второй год подряд входящая в топ-10 самых высокооплачиваемых YouTube-блогеров мира. За год доход с одного из ее каналов Like Nastya (всего у семьи их пять) до уплаты налогов вырос с $18 до $18,5 млн.
Популярный контент и платформы
Согласно второму исследованию НИУ ВШЭ и «ВКонтакте», 95% «зумеров» осторожны с материалами, которые они размещают в соцсетях, ведь в будущем это может навредить их карьере. «Альфы» в сети чувствуют себя более свободно. К тому же о работе в традиционном понимании им думать пока рано.
Оба поколения активно создают и потребляют новые типы контента, которые пользуются бешеной популярностью — let's play (ролики с прохождением игры), переозвучание игр, челленджи, распаковка.
Сами платформы, которыми пользуются современные дети и подростки, способствуют росту популярности развлекательного контента, отвечающего интересам молодежи. Искренние эмоции и абсурдно-юмористический контент с сочетанием разнообразных форматов предпочитают и «зумеры», и «альфы». Об этом говорит популярность такой социальной сети, как TikTok. Более 60% пользователей приложения составляют представители поколения Z и «альфа» — люди от 12 до 23 лет.
У «зумеров» и «альф» сформирована потребность в разнообразных способах коммуникации.
Топовое приложение для обоих поколений — Snapchat, в котором зарегистрировано 2,5 млрд человек, большая часть из которых — подростки. Растут сервисы, отвечающие потребностям авторов — для моментального улучшения внешности (редактор FaceApp, различные маски), легкого и интуитивно понятного монтажа роликов.
Амур нового тысячелетия
Рост контактов в интернете ведет к изменению механизма построения личных отношений. Романтические знакомства тоже уходят в сеть.
Данные Research Center демонстрируют, что в сегменте приложений без возрастного ценза (таких как Tinder или Badoo) пользователи 18-24 лет составляют 7%. Всего же дейтинг-сервисы используют 15% американцев, но 66% из них, несмотря на новые знакомства, так и не были на свидании.
ИИ предстоит это исправить с помощью анализа данных и подбора максимально подходящих вариантов. Причем с помощью технологий создатели стараются понять то, чего не знают сами пользователи: что же мы на самом деле хотим от партнера?
Несмотря на различия «зумеров» и «альф», их объединяют две отличительные черты — запрос на персонализацию всего и потребность в новых технологиях. Возможно, что благодаря этому, вскоре мы действительно будет жить в реальности, описанной в популярном сериале «Черное зеркало» (Black Mirror) — с цифровыми аватарами, возможностью поговорить с умершими родственниками и полным погружением в виртуальный мир.